ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная адаптированная рабочая программа по ОБЖ является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы ГКОУКО «Сосенская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», разработанной  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 1599 от  19 декабря 2014 года.

  Основной целью обучения является формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

Задачи программы:

¾      изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;

¾      сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;

¾      стимулировать у ребенка са­мостоятельности в принятии решений и выработка уме­ний и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы подтверждается потребностями современной жизни:  удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с нарушением интеллекта. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения,  пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.

Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный и неустойчивый характер  у детей с нарушением интеллекта значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного процесса.

Формирование социальных представлений у детей с нарушением интеллекта, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и социальным миром, осознания самого себя в этом мире,  ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни. Социальные представления о  безопасности жизнедеятельности у школьников с нарушением интеллекта отличаются качественным своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий. Часто незнающих и непонимающих опасностей, которые подстерегают детей, не умеющие прогнозировать последствия своего поведения и вследствие отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой -  всё это усугубляет поведение учащихся в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.

Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с нарушением интеллекта выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей.  Это позволит знакомить детей со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которые являются инструментариями к познанию  и опосредуют любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.

Становление у детей целостной структуры социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности реализовывать с использованием системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.

Задача учителя помочь детям выработать навыки безопасного поведения, своевременно предостеречь их от беды, и при этом не просто рассказать, что хорошо и что плохо, а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; совершенствовать культуру безопасности учащихся с нарушением интеллекта, становление их  психологической защищённости от опасных ситуаций; повышать уверенность в собственных силах, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности, обогащать словарный запас, корректировать нарушения психофизического развития.

Результатом изучения курса основ безопасной жизнедеятельности являются наличие у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;  основополагающих  знаний и умений в распознавании и оценивании опасных и вредных факторов среды обитания человека и в определении способов защиты от них и умении ликвидировать негативные последствия.   Учащиеся должны уметь находить и стремиться выполнять способы и средства сохранения здоровья, использовать знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной,  навыки правильного поведения  в потенциально опасных и экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме; оказывать само и взаимопомощь, овладеть культурой безопасности.

Место  учебного  предмета  в  учебном  плане

Рабочая программа по ОБЖ для 3 класса в соответствии с учебным планом образовательного учреждения рассчитана на 1 ч в неделю, 34 часа в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ и  ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «ОБЖ» в 3-м классе является формирование следующих умений:

¾      самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

¾      в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

¾      развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

¾      формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

¾      воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развития  умение определять своё отношение к миру.

Регулятивные БУД:

¾      определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

¾      проговаривать  последовательность  учебных действий  на уроке.

¾      учиться высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе работы с текстом, с иллюстрацией  учебника).

¾      работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие  инструменты, раздаточный материал).

Познавательные БУД:

¾      ориентироваться в  учебнике;

¾      делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;

¾      добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) с помощью учителя;

¾      перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  выводы с помощью учителя.

Коммуникативные БУД:

¾      оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения); 

¾      слушать и понимать речь других;

¾      вступать в беседу на уроке и в жизни;

¾      совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

¾      учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметным результатом изучения курса «ОБЖ» является сформированность следующих универсальных учебных действий:

¾      знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

¾      о здоровом образе жизни;

¾      знания об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

¾      умения применять полученные теоретические знания на практике;

¾      умения проектировать модели личного безопасного поведения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

¾      что такое безопасность?

¾      правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

¾      источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.

¾      опасные бытовые предметы.

¾      правила пользования электробытовыми приборами.

¾      что относится к общественным местам.

¾      правила безопасного поведения в общественных местах, телефоны родителей, что делать если ты потерялся.

¾      опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.

¾      насильственные действия незнакомого взрослого на улице.

¾      правила поведения в транспорте.

¾      правила пожарной безопасности, причины, по которым может возникнуть пожар и его предупреждение.

¾      правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

¾      правила поведения у водоёма зимой, правила безопасного поведения при движении по льду водоёмов.

¾      правила безопасного поведения на водоёмах при купании, при катании на лодках.

¾      основные спасательные средства.

¾      способы безопасного поведения в природной среде.

¾      о съедобных и несъедобных ягодах, плодах, грибах.

Учащиеся должны уметь:

¾      правильно вести себя при возникновении пожара дома, в общественных местах;

¾      действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

¾      правильно пользоваться электроприборами и инструментами;

¾      соблюдать правила безопасного поведения дома и на природе;

¾      соблюдать меры предосторожности и правила поведения при контакте с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;

¾      уметь вести себя при общении с незнакомыми людьми, животными;

¾      соблюдать правила поведения на воде, на льду;

¾      оказывать первую помощь при ожогах, укусах, ушибах, кровотечениях;

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Безопасность в доме.

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Острые, колющие, режущие предметы. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. «Опасная высота» - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Что такое бытовой травматизм? Виды травм (ожоги, раны, ушибы). Травмы во время игр. Как помочь себе и товарищу.

Личная безопасность дома.

Если незнакомый человек стучится в дверь или звонит по телефону. Номера телефонов родителей, знакомых, соседей.

Личная безопасность на улице.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.

Пожарная безопасность.

Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Безопасность в общественном транспорте.

Правила пользования общественным транспортом. Правила безопасного поведения при посадке в транспорт. Правила поведения в транспорте.

Безопасность на природе.

Безопасность на воде летом. Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Игры в воде. Основные спасательные средства.  Как помочь утопающему. Вода зимой. Правила поведения на льду. Правила поведения с природой и животными. Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Кол- во часов Основные виды деятельности обучающихся
Безопасность в доме. 9 Как вести себя, когда ты дома один. Острые, колющие, режущие предметы. Электричество и газ. Лекарства и средства бытовой химии. Балконы и лестничные клетки. Ожоги, раны, ушибы.
Личная безопасность дома. 3

Номера телефонов родителей, знакомых, соседей.

Личная безопасность на улице. 5 Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону. Место для игр.
Пожарная безопасность. 5

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Безопасность в общественном транспорте 3

Правила поведения в транспорте.

Безопасность на природе. 9 Безопасность на воде. Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды.
Итого: 34  

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  оБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой,  3-е издание, исправленное, М: «Просвещение»,  2011г.
  2. А.А.Усачев, А.И. Березин. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: ООО  «Издательство Астрель», 2002.
  3. А.А.Усачев, А.И. Березин. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: ООО  «Издательство Астрель», 2002.
  4. Серия "Азбука безопасности". 1-4 кл. Иванов А., 1996.Основы безопасности жизнедеятельности. 1 кл. Усачев А.А., Березин А.И. - АСТ, 1996.