АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

работы социального педагога ГКОУ КО «Сосенская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Антоновой Л.Н.

за 2014-2017 учебные годы.

Главная цель школы: Создание благоприятной развивающей среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации в условиях современной жизни. Основная функция школы - образовательная, реализующая обучающую и воспитательную задачи.

Цель работы социального педагога за истекший период:

  1. Обеспечить учащимся социально – педагогическую поддержку, заботу, защиту.
  2. Использовать индивидуальный и личностно – ориентированный подход при работе с детьми группы риска и детьми с девиантным поведением.
  3. Способствовать развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей за счет просветительной, социально – профилактической (групповой и индивидуальной) работы.

Задачи:

1.Общая социально – педагогическая диагностика контингента учащихся школы – интерната. Диагностика условий жизнедеятельности учащихся в школе, семье.

2.Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптации к социальной среде.

3.Посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными службами и органами.

4.Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся.

5.Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, обучающихся в школе, в семье, в окружающей среде.

6.Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья учащихся.

Исходя из указанных целей и задач, ежегодно составлялся перспективный план работы. В своей деятельности руководствуюсь законами, нормативными правовыми актами, Конвенцией о правах ребенка.

Для реализации задач взаимодействую с педагогами, воспитателями, родителями, психологами, медиками, специалистами социальных служб, отделами опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОПДН, осуществляющих профилактическую работу с воспитанниками и их семьями.

Основными направлениями моей деятельности являются:

ü  Веду работу по профилактике детского и семейного неблагополучия путем раннего выявления семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также выявляю семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах;

ü  Защищаю права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а также детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляю их интересы в образовательных учреждениях, КДН и ЗП, ПДН,  суде, прокуратуре, отделах опеки и попечительства, министерстве труда и социальной политике Калужской области и других инстанциях;

ü  Осуществляю социально-педагогический патронаж с целью контроля над выполнением обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей из неблагополучных семей и семей «группы риска» со стороны родителей;

ü  Являюсь посредником между семьей и школой, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, КДН и ЗП. Привлекаю различные государственные и негосударственные структуры к решению вопросов оказания социальной поддержки нуждающимся категориям детей и координирую их деятельность в этом направлении;

ü  Веду профилактическую информационно-просветительскую деятельность с детьми и их родителями и Законными представителями. Провожу тематические лектории с несовершеннолетними и их родителями, используя ИКТ;

ü  Занимаюсь разработкой, тиражированием и распространением раздаточного информационного  материала, тематика которого направлена на профилактику семейного и подросткового неблагополучия ( брошюры, буклеты, памятки, информационные листы);

ü  Пополняю фильмотеку новыми фильмами и роликами, по соответствующим темам выступлений перед несовершеннолетними и родителями;

ü  Работаю с педагогическим составом по их запросам. Выступаю на педагогических советах, методических объединениях;

ü  Обеспечиваю комплексное осуществление  мероприятий в работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, используя в процессе  работы консультативно-практическую деятельность правового, медицинского и социально-педагогического характера;

ü  Веду пропаганду  института  семьи, восстановление и укрепление семьесберегающей среды и семейных ценностей.   посредством социально-педагогического консультирования родителей,  изготовления и распространения буклетов, выступлений на собраниях в школах, педагогических советах и пр.;

ü  Оказываю содействие в системе организованного досуга и отдыха детей, подростков «группы риска».

 Результаты социально-педагогической деятельности

Количество несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете

Учебный год Количество несовершеннолетних, стоящих на  внутришкольном контроле Количество несовершеннолетних, поставленных на внутришкольный контроль в течение года Количество несовершеннолетних снятых с внутришкольного контроля  в течение года
2014/2015 1 2 1
2015/2016 4 2 3
2016/2017 7 3 2

Количество несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете не снижается, но не увеличивается в разы, благодаря слаженной работе Совета профилактики школы, всех заинтересованных структур и ведомств, осуществляющих профилактическую работу на территории Калужской области.

Количество обследований материально-бытовых условий жизни семьи ребенка или несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей

Учебный год Количество обследований материально-бытовых условий жизни семьи ребенка или несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей
2014/2015 76 (из них замещающих 22)
2015/2016 105 (из них замещающих 20)
2016/2017 86 (из них замещающих 18)

При патронаже в семьи несовершеннолетних составлялся жилищно-бытовой акт обследования условий проживания детей. Обследование условий проживания  детей, оставшихся без попечения родителей и переданных на воспитание в замещающую семью проводилось совместно с представителями отдела опеки и попечительства, либо запрашивался акт обследования жилищно-бытовых условий у отделов опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетних и совершеннолетних детей данной категории.

Количество усыновленных детей; детей, устроенных в приемные или патронатные семьи; детей, переданных под опеку или попечительство при содействии социального педагога

Учебный год Количество усыновленных детей Количество детей, устроенных в приемные семьи Количество детей, переданных на патронат Количество детей, переданных под опеку Количество возвращенных в учреждение детей
2014/2015   4      
2015/2016       1  
2016/2017       1  

До недавнего времени ребенок, оставшийся без попечения родителей во время обучения в образовательном учреждении, мог оставаться и проживать в данном учреждении на полном государственном обеспечении. Теперь несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей помещается либо в специализированное учреждение для детей-сирот, либо передается на воспитание в замещающую семью.

 

Результаты работы с неблагополучными семьями

 

Учебный год Всего неблагополучных семей в учреждении Количество выявленных неблагополучных семей  в течение года Содержание работы с неблагополучными семьями
2014/2015 20 1  Патронаж семьи. Выявление причин неблагополучия в семье. Определение ребенка в школу-интернат с круглосуточным пребыванием. Привлечение государственных и негосударственные структур к решению вопросов оказания социальной поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Информирование отделов опеки и попечительств, КДН и ЗП, ПДН по месту проживания детей о проблемах в семье с просьбой помочь в решении бытовых и других проблем семьям данной категории. Помещение подростков в «Кировский ЦСПСД «Паруса Надежды», СРЦН «Ровесник».
2015/2016 20 4 Алгоритм работы остается прежним. Кроме того, на протяжении определенного периода времени, проводится патронаж семьи с целью подтверждения  и закрепления позитивных изменений. Поддерживается связь со структурными ведомствами, ведущими профилактическую работу по месту проживания семьи.
2016/2017 20 2 Алгоритм работы остается прежним. Последующая работа  с семьей:   посещения, беседы, социально-правовые, социально-педагогические, социально-медицинские консультации. Для несовершеннолетних, при необходимости, организуется реабилитационная среда в отделении временного пребывания СРЦН «Детство», СРЦН «Лучики надежды» с проживанием в период осенних, весенних и летних каникул. 

Количество неблагополучных семей не уменьшается по различным социальным аспектам: безработица, отсутствие средств на содержание детей, увеличение количества неполных и малообеспеченных семей,  отсутствие собственного жилья и многое другое. Немаловажен тот факт, что вновь прибывшие дети проживают в отдаленных районах и селах, что конечно же мешает профилактической работе с семьями данной категории.

Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в ГКОУ КО «Сосенская школа-интернат»

Учебный год Количество правонарушений, совершенных обучающимися, воспитанниками
2014/2015 1
2015/2016 3
2016/2017 3

Самыми распространенными правонарушениями у несовершеннолетних являются распитие спиртных напитков (пиво, коктейли, водка и другие спиртосодержащие напитки), а также появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. На втором месте кражи и др.. С подростками проводятся  цикл лекториев по профилактике вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики), а также совместные с инспекторами ПДН лектории по правам, обязанностям и ответственностью  у несовершеннолетних. В дальнейшем планируется усилить работу с родителями по данным темам.

Охват детей с отклоняющимся поведением и детей из семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, организованными формами труда и отдыха в каникулярное время

Учебный год Охват детей с отклоняющимся поведением и детей из семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, организованными формами отдыха в каникулярное время
2014/2015 62
2015/2016 67
2016/2017 23

Администрация , педагоги школы-интерната и я в том числе, оказывают содействие в организации досуга и оздоровлении детей и подростков в каникулярное время. Также организован отдых и пребывание детей из социально-опасных семей, где нахождение ребенка временно ограниченно в центрах временного содержания.

Защита прав и интересов обучающихся, воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях: Совете по профилактике правонарушений, Комиссии по делам несовершеннолетних, суде, прокуратуре и т.д.

 

Учебный год Количество случаев Содержание работы по защите прав и интересов обучающихся, воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации
2014/2015

2

9

5

2

3

Изъятие несовершеннолетнего из социально-опасных условий проживания в период каникул и помещение в отделение временного проживания ГБУ КО СРЦН «Ровесник», «Кировский ЦСПСД «Паруса Надежды», до момента нормализации обстановки в семье. 

Обращение в отдел опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетних о сложившейся тревожной обстановке в семьях с несовершеннолетними детьми.

Обращение в ОПДН по месту проживания несовершеннолетних о сложившейся тревожной обстановке в семьях с несовершеннолетними детьми.

Участие в судебном заседании в интересах несовершеннолетнего. 

Обращение в УФМС России «Козельский» с просьбой оказать содействие в оформлении паспорта несовершеннолетнему.

2015/2016

20

20

12

4

1

3

Обращение в отдел опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетних о сложившейся тревожной обстановке в семьях с несовершеннолетними детьми.

Обращение в КДН и ЗП по месту проживания несовершеннолетних о сложившейся тревожной обстановке в семьях с несовершеннолетними детьми.

Обращение В ОПДН по месту проживания несовершеннолетних о сложившейся тревожной обстановке в семьях с несовершеннолетними детьми.

Участие в судебном заседании в интересах несовершеннолетнего.

Помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания.

Обращение в УФМС России «Козельский» с просьбой оказать содействие в оформлении паспорта несовершеннолетнему.

2016/2017

4

6

5

8

2

Представление интересов несовершеннолетних в СК.

Представление интересов несовершеннолетних в прокуратуре.

Обращение в отдел опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего о сложившейся тревожной обстановке в семьях с несовершеннолетними детьми.

Обращение в КДН и ЗП по месту проживания несовершеннолетних о сложившейся тревожной обстановке в семьях с несовершеннолетними детьми.

Обращение в УФМС России «Козельский» с просьбой оказать содействие в оформлении паспорта несовершеннолетнему.

    По всем обращениям в любые инстанции по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, я всегда получаю поддержку и взаимопонимание по оказанию помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Показатели работы с родителями

Учебный год Вид деятельности Темы Количество
2014/2015  Индивидуальные беседы с родителями

«Родительская любовь, какая она?»;

«Полезные привычки формируем с детства»;

«Формы поощрения детей»;

«Проблемы в общении с детьми»;

«Режимные моменты в жизни детей и подростков».

76
Выступления на родительских собраниях «Профилактика детских и подростковых правонарушений» 1
Выпуск буклетов Памятка родителю 45
2015/2016  Индивидуальные беседы с родителями

«Как бороться с ленью у детей»;

«Как приучить ребенка к самостоятельности»;

«Живой уголок в вашем доме»;

«Родители – пример для подражания детям».

105
Выступления на родительских собраниях «Давайте познакомимся» 1
Оформление стендов, уголков «Информация ученикам, родителям» 1
Выпуск буклетов «Предкам о детках» 50
2016/2017  Индивидуальные беседы с родителями

«Здоровый образ жизни – пример для подражания детям»;

«С кем поведешься, от того и наберешься»;

«Поговорим об ответственности…»;

«Роль семьи в выборе профессии».

86
Выступления на родительских собраниях «Роль родителей в профилактике вредных привычек» 1
Оформление стендов, уголков «Здоровый образ жизни» 1
Выпуск буклетов «Правила общения с подростком» (памятка для родителей) 40

Количество проведенных консультаций с родителями, педагогами, администрацией и основная проблематика обращений

 

Учебный год Количество проведенныхконсультаций с родителями Количество проведенныхконсультаций с педагогами Количество проведенныхконсультаций с администрацией
2014/2015 36 1  
Основная проблематика обращений

Занятость несовершеннолетних во внеурочное время. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Права, обязанности и ответственность родителей.

Практическая консультация-тренинг для педагогов «Инновационные формы проведения родительского собрания»  
2015/2016 48 2  
Основная проблематика обращений

Консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья детей и подростков.

Консультирование родителей, чьи дети состоят на учете в школе, КДН и ЗП, ПДН по вопросам отклоняющегося от норм поведения несовершеннолетних.

Знакомство с основными понятиями, задачами и принципами деятельности  ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  
2016/2017 32 5  
Основная проблематика обращений Социально-правовое, социально-медицинское, социально-педагогическое консультирование родителей или их законных представителей по вопросам обучения, воспитания несовершеннолетних детей.

Работа с трудным подростком. Инновационные формы и методы.

Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, КДН и ЗП, ПДН.

 

Основной проблематикой обращений родителей остаются их права и ответственность за несовершеннолетних, занятость, отдых и оздоровление детей, а также конфликты с одноклассниками, конфликты с законом. Педагогов интересуют формы и методы работы с проблемной семьей

Поиск спонсоров и взаимодействие с ними, в том числе проведение совместных со спонсорами мероприятий для детей и подростков

Учебный год Спонсоры Совместные акции
2014/2015    
2015/2016    
2016/2017

 ИП Панкратов А.Н.

ИП Антонова С.В., ИП Тарнуев А.И., АО «Рекаст» в лице директора Горлова В.В., «Карс» в лице Саакян В.Н. и др.

 «Подарите детям радость»

«Подарите детям радость»

Организационно-методическая деятельность

Показатели Тема
1 Наличие собственных методических и дидактических разработок, используемых в процессе социально-педагогической деятельности
  1. Программа «Ты и социум»
2 Участие в инновационной / экспериментальной деятельности  Внедрение практики «Социального патруля» на территории Козельского района.
3 Руководство методическим объединением

1.Участвовала в работе методического объединения педагогов общеобразовательных учреждений школ-интернатов для детей с ОВЗ (Калужница) .

6 Наставничество, руководство стажерской площадкой

Оказание методической помощи учителям и воспитателям по вопросам нормативно-правовой базы документов, вопросам детско-родительских отношений и др.

7 Проведение мастер-классов, открытых занятий и т.п. Открытое занятие с несовершеннолетними по теме «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних ».
8 Публичные выступления с докладами на профессиональные темы (на семинарах, конференциях и т.п.) Публичное выступление на региональной научно-практической конференции «Ребенок из неблагополучной семьи: проблема социализации в современном мире и пути ее решения» по теме «Профилактика детского и семейного неблагополучия»
9 Публикации статей на профессиональные темы, в том числе размещение на региональных / федеральных порталах сети Интернет Размещение информации на сайте школы-интерната в разделе Социальный педагог родителям, коллегам.
10 Участие в работе профессиональных сообществ

1. Публичное выступление перед педагогами школы по теме «Социальный патронаж – контроль защиты прав ребенка»;

2. Публичное выступление в рамках работы круглого стола по теме «Соблюдение прав  несовершеннолетних» специалистов учреждений Козельского района по теме «Нарушение прав ребенка из неблагополучной семьи»;

3. Публичное выступление на заседании Координационного Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений отдела образования Администрации муниципального района «Козельского района» по результатам проведения месячника «Семья».

4. Публичное выступление на «Калужнице» по теме «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ».

5. Выступление на МО воспитателей школы-интерната по теме «Успешный выбор профессии – успешная жизнь».

6.Публичное выступление перед педагогами школы по теме: «Подготовка детей к самостоятельной жизни – одно из главных направлений социальной адаптации и социализации детей с ОВЗ».

Таким образом, за период 2014/15, 2015/16, 2016/17 учебные года выполнена вся запланированная работа, которая соответствует целям и задачам, поставленным перед социальным педагогом.