ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

           

Психологическая служба одной из наиболее важных звеньев в организации учебно – воспитательного процесса в коррекционной школе. В 2016-2017 у\г служба была представлена психологом, врачом – психоневрологом, опытными учителями - дефектологами. 

Основная цель работы психологической службы – создание комфортных условий обучения детей, имеющих проблемы в умственном и физическом развитии. Основными задачами работы на учебный год являлись:

  • Оказание психологической поддержки и помощи учащимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, эмоционального переживания.
  • Активизация работы по формированию навыков учебной деятельности, познавательной активности учащихся.
  • Создание   благоприятных   условий   для   преодоления   адаптационного стресса вновь прибывших учащихся.
  • Профилактика педагогической запущенности учащихся.

Вся деятельность психологической службы тесто связана с работой школьного ПМП(к). Именно на заседаниях консилиума разрабатывается стратегия работы с каждым ребенком.

Работа службы велась по направлениям, заявленным в годовом плане. Велось лонгитюдное наблюдение  за учащимися, особое внимание уделялось учащимся начальной школы.

Учеба в подготовительном, первом классах вносит в жизнь маленького человека много изменений - смена социальной ситуации, новые значимые люди, новый режим жизни, новые правила и обязанности. Привыкание для многих детей весьма сложный процесс, поэтому в первом классе безоотметочная система оценки. Определение уровней развития и продвижения проводится на основе наблюдения и анализа продуктов деятельности детей, в ходе обследования по рисуночным тестам, с помощью методик для определения уровня концентрации внимания, на уровень сформированного самоконтроля, понимание грамматических конструкций, умение действовать по вербальной инструкции, умение ориентироваться на систему признаков, умение планировать свои действия, на развитие мелкой моторики кистей.

Велась работа с семьями, с ребятами по стабилизации эмоционально волевой сферы, по коррекции личности     в     целом,     по     развитию     познавательной     активности предупреждению стрессовых ситуаций.

Проводились консультации с родителями вновь прибывших «проблемных» детей. Велась индивидуальная работа по профилактике вредных привычек, формированию учебной мотивации.

В четвертых классах проводилась работа по профилактике стрессовых ситуаций, формированию познавательной активности и учебной мотивации. Велась большая работа среди родителей по предотвращению конфликтных ситуаций и профилактике педагогической запущенности. Работа велась в тесном контакте с педагогами класса. Проблемные ситуации решались коллегиально, выносились на малые педсоветы, на заседания ШПМП(к). Активно велась работа по запросам родителей, индивидуальные занятия с учащимися по развитию мелкой моторики, внимания, умению выполнять задания по вербальной инструкции.

Учебная мотивация повысилась, но только у 38% учащихся начальной школы преобладает только положительное отношение к школе, а 22% учащихся школа привлекает только своими внешкольными мероприятиями.

В среднем звене работа велась с учетом и по мере возникновения проблем, в частности:

  • Родители пассивные участники воспитательно – образовательного процесса.
  • Жестокое обращение с детьми в семье.
  • Познавательная активность, средства информации и здоровье учащихся (психическое).

Особое внимание уделялось учащимся из групп риска (в социальном плане).

Учащиеся, занимающиеся индивидуально, дали хорошие результаты учебной деятельности: повысилась самооценка, снизился уровень тревожности. Работа с родителями тоже дала свои положительные результаты: стали чаще обращать внимание на настроение ребенка, на его эмоциональное, а не только физическое состояние, интересоваться новинками литературы воспитательного характера.

Службой выработаны общие рекомендации правильной организации учебной деятельности: на уроках предусматривается своевременное чередование фронтальной и индивидуальной работы, определенная дозировка заданий, физминутки, создается ситуация успеха для того, чтобы вызвать у ребенка чувство удовлетворения и уверенности.

Членами службы проводилось также посещение учащихся надомного обучения с целью оказания психологической помощи, решения возникающих проблем, как в учебной, так и в личностной сфере.

Проводилась большая работа по профориентации учащихся  с учетом их психофизиологических особенностей и пожеланий родителей (по возможности). Проведены психодиагностические исследования: познавательная активность - 27 чел; самооценка успешности - 27 чел; мотивация -19 чел.; удовлетворенность общения в семье - 20 чел. Диагностика психофизического состояния (скрытые
конфликты, самовыражение, отношение к окружающему) - 22 чел. Диагностика внимания, концентрации, переключаемости, словарного запаса - 22 чел. Бессознательные проекции восприятия себя - 7 чел. Диагностическая работа: наблюдение за процессами адаптации учебных и внеурочных ситуациях; определение социально - психологических особенностей детей; анкетирование детско - родительских отношений (1 чет-18 дет; 2чет- 12; Зчет.-21; 4чет.-18 дет); изучение личностных особенностей учащихся 77+66; итого обследовано 143 учащихся; коррекционно-развивающая работа индивидуальная - 10 групповая 60 Участие в разрешении конфликтных ситуаций - 7.            Консультирование учащихся, родителей (26), педагогов (9).

Все полученные данные проанализированы, обсуждены на совместных заседаниях психологической службы и ПМПк, выработаны рекомендации и донесены до адресатов.

Все учащиеся находятся под наблюдением врача-психоневролога.  Проводятся регулярные медицинские осмотры, классифицируются нозологические формы патологии, выявляются дети, склонные к асоциальным проявлениям, определяются физкультурные группы. По показаниям дети направляются к врачам-специалистам. Проводятся лечебно-профилактические мероприятия по предотвращению заболеваемости.

В   2016-2017   у\г  в сфере охраны и укрепления здоровья учащихся, реализации здоровьесберегающих технологий проводилась следующая работа:

 По охране здоровья:

  • диспансеризация  школьников с привлечением врачей-специалистов:
  • лечение детей, состоящих на учете по форме Ф-30 (лечение в школе, наблюдение специалистами в поликлинике);
  • осмотр на педикулез и кожные заболевания;
  • проведение  профилактических  прививок;
  • контроль за санитарным состоянием производственных мастерских, соблюдением техники безопасности;
  • контроль за состоянием пищеблока, питанием, разнообразием меню.

По укреплению здоровья:


  • физзарядки перед 1-м уроком;
  • физпаузы на каждом уроке;
  • охранительный режим во время занятий;
  • деление учащихся на группы здоровья;
  • уроки ЛФК с I по 4 кл.
  • спортивные секции для физически крепких детей;
  • уроки физкультуры и экскурсии на свежем воздухе;
  • свободный день  в течение недели  или освобождение с последних уроков (для ослабленных детей);
  • контроль за соблюдением светового, теплового и воздушного режима по классам;
  • 5-разовое разнообразное питание с введением витаминизированных салатов, напитков;
  • отдых в санаториях и в оздоровительных лагерях;
  • логопедическая помощь детям;
  • психологическая помощь детям