Анализ учебного процесса ГКОУ КО

 « Сосенская школа-интернат»

за 2016-2017 учебный год.

В 2016-2017 учебном году деятельность школы-интерната определялась Законом РФ «Об образовании», основными направлениями социально-экономической политики правительства РФ, вводимым в действие ФГОС ОВЗ.

Количество учащихся: 155; классов–комплектов – 13, на индивидуальном обучении на дому - 11 учащихся, 7 из них - иногороднее.

Педагогический коллектив:   42 человека

Устройство школы:

Школа-интернат представлена трёхэтажным зданием учебного корпуса с классами – кабинетами в количестве 13, логопедическим кабинетом и кабинетом психологической разгрузки, библиотекой, медицинским блоком. В спальном корпусе расположены комнаты для воспитанников (спальни), столовая на 80 мест, медицинский кабинет с двумя изоляторами и процедурным кабинетом. Кроме основного корпуса школы учреждение располагает вспомогательными площадями: мастерскими (швейной, столярной, слесарной, художественного труда, кабинетом домоводства), банно–прачечным комплексом, гаражами.

Микросоциум: Учреждение находится в центре города Сосенский. По соседству расположена общеобразовательная школа и радиотехнический техникум. Кроме основной образовательной и воспитательной деятельности, осуществляемой школой, помощь в воспитании и обучении детей оказывают организации и учреждения, с которыми школа-интернат поддерживает тесную связь на протяжении многих лет. Это Дом детского творчества, культурно – досуговый центр при ДК «Прометей», детская и юношеская спортивная школа, музыкальная школа, городская библиотека, городской краеведческий музей, Совет ветеранов, подразделение по делам несовершеннолетних при администрации г.Козельска, военный комиссариат г.Козельска.

Социальный состав семей воспитанников : 70%- безработные, 24% - рабочие, 1% - служащие, 1%-пенсионеры.

Категории воспитанников:

Дети из неблагополучных семей: 36

Дети из малообеспеченных семей: 13

Дети из приёмных семей:13

Дети из опекунских семей: 5

Дети-инвалиды с детства: 40

Дети из многодетных семей:66

Дети из неполных семей:80

Дети «группы риска»: 8

Общая характеристика образовательного учреждения:

Здание, в котором расположена школа – интернат – трёхэтажное. Введено в эксплуатацию в 2003 году. Проектная мощность 150 учебных мест в учебном корпусе, 120 спальных мест в спальном корпусе. Реальная наполняемость варьируется от 145 до 165 учащихся. Материально – техническая база соответствует требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению. Классов – комплектов – 13. По классам дети распределены следующим образом: школа работает в режиме пятидневки, занятия проходят в одну смену в течение пяти учебных дней по основной учебной нагрузке. В субботу проводятся  коррекционно-развивающие и дополнительные внеурочные занятия.

Продолжительность урока – 40 минут. Аттестация учащихся проходит по четвертям. В 1  (дополнительном) и 1 классе оценки не выставляются. Оценивание учащихся начинается с 3-й четверти 2 класса. Прием детей в школу осуществляется на основе заключения и  рекомендаций ПМПК и заявления родителей (законных представителей).

Организационно – правовое обеспечение деятельности школы-интерната:

Школа – интернат является юридическим лицом. Весь пакет учредительных документов имеется в наличии: Устав, утвержденный приказом Учредителя, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр, Свидетельство о государственной аккредитации, Лицензия,  Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с Учредителем, Распоряжение «О закреплении имущества в оперативное управление», Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом , Правила внутреннего трудового распорядка. В наличии имеются: должностные инструкции, локальные акты, регламентирующие различные направления деятельности и работу структурных подразделений. Имеется так же Программа развития школы – интерната, Учебные программы, Учебный план, разработана АООП в соответствии с ФГОС для ОВЗ,  которая внедрена с 2016-2017 учебного года.

В истекшем  учебном году:

- велась работа по внедрению ФГОС ОВЗ на начальном этапе обучения (1 классы)

- продолжалась работа по укреплению здоровьесберегающей среды;

-поддерживалась  программа духовно – нравственного  воспитания учащихся;

- продолжалась  работа по сплочению семьи и школы.

Перспективные направления деятельности школы в истекшем учебном году:

Ø подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, дальнейшее совершенствование допрофессионального обучения, поддержка мотивации учения у учащихся;

Ø повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы;

Ø совершенствование учебно-воспитательного процесса, внедрение информационных, здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

Ø дальнейшее улучшение материально-технической базы школы;

Ø продолжение коррекционно – развивающей работы по развитию познавательной и эмоционально – волевой сфер личности школьников;

Ø совершенствование системы работы воспитателей разновозрастных групп по разработке и внедрению индивидуальных траекторий развития учащихся;

Ø усиление работы с семьёй в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В 2016-2017 учебном году организация образовательного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья проходила   в условиях введения ФГОС ОВЗ.

Школа была призвана обеспечить  базовое образование на уровне государственного образовательного стандарта,  предоставить

обучающимся в ней детям возможность для полной, эмоционально-

насыщенной жизни в школе, в которой они могут удовлетворить свои природные и духовные потребности, подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве социально даптированного члена общества, найти свое место в жизни в соответствии со своими возможностями и ожиданиями. Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из неоднородности контингента обучающихся, сделала на создании  благоприятной образовательной среды, способствующей развитию индивидуальных способностей детей, воспитанию физически здоровой, толерантной, грамотной личности, уважающей традиции семьи, общества.

  В 2016-2017 учебном году решались следующие задачи:

1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

 2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов.

3.Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Для  внедрения ФГОС ОВЗ  и изменения содержания образования был  проведён подготовительный период: - создание рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ; создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ОВЗ; приведение в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ должностных инструкций учителя,  изучение педагогического, методического и материально-технического потенциала образовательного учреждения: осуществление подбора и расстановки кадров; прохождение курсовой переподготовки кадров; совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в начальном звене; разработка и утверждение адаптированной основной общеобразовательной образовательной программы; составление плана деятельности школы по внедрению ФГОС ОВЗ; разработка и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ; определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ОВЗ; составление рабочих образовательных программ по учебным дисциплинам; проведение систематического анализа результатов работы по внедрению ФГОС ОВЗ;  оказание методической помощи классному руководителю, учителям-предметникам.

Основной период по внедрению ФГОС ОВЗ для 1-х классов включал в себя:

1. Комплектование контингента обучающихся с ОВЗ в 1-х классах.

2.Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения детей по ФГОС ОВЗ. Заключение родительского договора.

3. Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.

 4. Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС ОВЗ. Создание проектных групп с участием всех субъектов образовательного процесса.

5.Рефлексивный период: подведение итогов введения ФГОС ОВЗ : анализ освоения АООП, систематизация методических материалов по введению ФГОС ОВЗ.

Анализ учебной работы за год показал, что основной целью работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ  в 1-х классах  являлась реализация АООП и формирование БУД. Решались задачи подготовки учащихся с нарушением интеллекта к овладению доступными знаниями, умениями, навыками, формирования коммуникативных качеств, развитие познавательных интересов.

В результате анализа результативности и эффективности усвоения программного материала выяснилось, что к дальнейшему освоению ФГОС по программе следующего класса готовы 90% учащихся 1-х классов. Переведены в 1 класс 3 из 4 учащихся, во 2 класс – 7 из 10 учащихся.

Основная проблема обучения в 1-х классах: сложности с развитием речевой коммуникации, формирование навыков устной речи и чтения. 

По итогам прошедшего учебного года, исходя из анализа результатов учебной деятельности выявлено, что:

во 2 классе программный материал пройден полностью. Все воспитанники переведены в следующий класс. Применялся индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении, что позволило обеспечить высокий уровень качества  знаний;

в 3 классе программа обучения выполнена полностью. Неуспевающих учащихся нет. Все воспитанники переведены в 3 класс. 3 ученика со сложными диагнозами (РАС) обучаются по индивидуальной программе, что позволяет актуализировать зону ближайшего развития каждого. Основными технологиями обучения в 3 классе являлись игровая технология и технология успеха;

в 4 классе программный материал изучен  полностью. Все учащиеся переведены в следующий класс. По уровню усвоения программного материала учащиеся разделены на уровни, что позволило качественно усвоить учебную программу и повысить качество знаний;

в 5 классе программа обучения выполнена полностью. Все учащиеся переведены в следующий класс. Качество знаний выше среднего;

в 6 классе программу обучения усвоили все учащиеся. Высокому качеству знаний способствовала технология проведения нестандартных уроков. Все учащиеся переведены в следующий класс;

в 7 классе учащиеся занимались по программе для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, что обусловлено контингентом обучающихся данного класса. Программа обучения  усвоена удовлетворительно. Есть положительные результаты;

в 9 классе программа обучения выполнена полностью. Учащиеся готовы к овладению навыками углубленной трудовой подготовки и освоению дисциплин социального направления;

в 10 классе программа обучения выполнена полностью. Учащиеся подготовлены к последнему году обучения;

в 11 классе программа обучения завершена. Итоговая аттестация показала высокую результативность обучения.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований участниками образовательного процесса. Контроль осуществляется на основании плана работы школы, в соответствии с целями и задачами школы.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

- работа педагогических кадров;

- состояние знаний, умений, навыков;

- ведение школьной документации;

- выполнение всеобуча;

- состояние преподавания учебных предметов;

- работа по подготовке к экзаменам;

- работа с кадрами.

Администрацией и педагогами, имеющими высшую квалификационную категорию, в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля посещались уроки и решались задачи, направленные на оптимизацию учебно – воспитательного процесса. Все рекомендации по устранению и коррекции недостатков обсуждались на совещаниях при директоре, методических объединениях учителей – предметников, начальных классов, трудового обучения, классных руководителей, воспитателей, совещаниях при заместителях директора. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправлять выявленные недостатки и способствует повышению результативности работы школы. Решения по всем учебно  – воспитательным вопросам принимались коллегиально. Они оптимальны и выполнимы. По результатам ВШК составлялись аналитические материалы (приказы, справки, таблицы, анкеты).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.
Укрепление материально-технической базы школы – интерната направлено на создание условий проживания воспитанников, приближенных к домашним, для успешной работы коллектива. Материально-техническая база школы-интерната постоянно изменяется, совершенствуется, улучшается. В школе – интернате функционирует классно- кабинетная система. Ежегодно проводится смотр классов-кабинетов, спальных  комнат; состояние мебели и оборудования кабинетов; мебели и мягкого инвентаря помещений спального корпуса. Кабинеты пополняются наглядными пособиями, техническими средствами обучения. В истекшем учебном году приобретено мультимедийное оборудование для 3 классов: интернактивные доски и проекторы.

Педагогическим коллективом оформляются тематические стенды, выставки рисунков и плакатов. Благоустраивается школьная территория. Ежегодно в октябре и апреле проводятся экологические субботники.

КАДРОВЫЙ СОСТАВ ШКОЛЫ

В школе работают 42 педагога. Все педагоги имеют базовое педагогическое образование. У 7 учителей дефектологическое образование. Большинство педагогов школы-интерната в совершенстве владеют педагогическим мастерством, имеют высокую теоретическую и практическую подготовку, высокий уровень квалификации. В школе благоприятный психологический климат. В коллективе существует положительный настрой на осуществление инновационных преобразований в учебно – воспитательном процессе.

Квалификация.

Высшая категория- 27 педагогов  

Первая категория     - 13 педагогов

соответствие занимаемой должности – 2 педагога.

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее – 20 педагогов                  

ср.спец.- 17 педагогов        

ср.проф.- 5 педагогов

НАГРАДЫ

Почётн.работ-к общего образования – 2 педагога         

Грамота Мин-ва- 8 педагогов       

Грамота Губернатора

Отличник просвещения-5 педагогов

Заслуженный учитель- 1 педагог

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Главная цель школы – интерната – это качественная подготовка каждого воспитанника школы – интерната к самостоятельной жизни, максимальное раскрытие способностей, творческого и нравственного потенциала, воспитание личности, способности адаптироваться её к современным жизненным условиям, найти свое место в жизни.

В связи с реализацией этой цели коллектив школы стремится формировать прочные навыки учебной деятельности; развивать познавательные способности и познавательную активность учащихся для продолжения образования в профессиональных учебных заведениях; учить доступной речевой деятельности, математической грамотности; воспитывать культуру речи и общения. Вся образовательная деятельность педагогического коллектива направлена на достижение этой цели.

В школе – интернате имеется годовой план работы учреждения, утвержденный приказом директора; учебный план, регламентирующий расписание занятий, календарно – тематическое планирование по предметам; рабочие программы по предметам.

Учебный план разработан на основании регионального  учебного плана.

В рабочем учебном плане выдержаны: образовательные области базового компонента по всем классам, максимальный объем учебной нагрузки, гигиенические требования, установленные санитарными нормами.

Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, расписанием уроков, режимом работы всех служб школы-интерната, где отражена специфика деятельности образовательного учреждения. Педагогическим коллективом на основании имеющихся образовательных программ разработаны и успешно адаптируются учебные программы по предметам, факультативной и кружковой деятельности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса являются уроки (классно-урочная система), а так же индивидуальные занятия, конкурсы, открытые уроки, предметные недели.

В школе-интернате реализуются не только образовательные программы в соответствии с государственными требованиями, обеспечивающие индивидуальный подход в развитии и обучении, но и образовательные реабилитационные модели, восстанавливающие способности воспитанников к социальному функционированию. Они помогают детям определять свои социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию. Специфика организации образовательного процесса в школе заключается в комплексном и системном характере ( в зависимости от типа нарушения) психолого-педагогической помощи, коррекционно-развивающей направленности обучения, разработки и реализации индивидуальных программ, составленных с учётом индивидуальных , физических и индивидуально – личностных возможностей ребенка.

Школа – интернат работает по утвержденному режиму:

- 1-11 классы – 5-дневная учебная неделя;

- в первой половине дня учебные занятия, факультативы; во второй половине работа проводится в соответствии с режимом дня и расписанием. Это развивающие кружки и спортивные секции;

- начало и продолжительность учебного года, каникул устанавливается в соответствии с Уставом учреждения;

- учебный план школы, кроме обязательных предметов, предусматривает в обязательном порядке «школьный компонент», который в полном объеме используется для коррекционно – развивающей работы с детьми.

Для отслеживания динамики развития и уровня усвоения программного материала учащимися регулярно проводятся административные проверки в форме контрольных работ, тестов, творческих работ, устного счета, диктантов, проверки техники чтения и т.п.

На особом контроле находится техника чтения. В конце каждой четверти и учебного года проводятся контрольные замеры техники чтения учащихся. Сравнительные данные показывают, что динамика выражена, а большинство учащихся школы улучшают навык чтения с каждым годом. Только 6% учащихся школы читают ниже нормы. У остальных детей навык чтения развит в соответствии с нормой. У многих чтение стало беглым, осознанным.

Анализируя результаты 3 учебных лет, можно сделать вывод о том, что качество знаний учащихся остается стабильным, количество обучающихся на «4» и «5» детей не уменьшается. Это прослеживается как по учебным четвертям, так и по итогам учебных лет.

Качество знаний учащихся в 2016-2017 учебном году составляет 75% и говорит о том, что 65 воспитанников учатся на «4» и «5».

Анализ итоговых контрольных работ позволяет сделать вывод о том, что учащиеся умеют применять на практике полученные знания, умения и навыки. Все ученики выполняют контрольные работы, справляются с заданиями и по русскому языку, и по математике. Качество знаний по русскому языку составляет 65% (2013-2014 – 55%; 2014 – 2015 уч.год – 56,7%, 2015-2016 уч.год – 58,8%); по математике 70% (2013-2014 – 48%; 2014 – 2015уч.год – 58%, 2015-2016 уч.год – 61%). В целом итоги соответствуют уровню знаний учащихся, их возможностям и способностям. Уровень знаний по предметам соответствует требованиям программы. Наблюдается положительная динамика роста качества знаний по предметам и общей успеваемости.

Анализ успеваемости учащихся за три года показывает, что учащиеся усваивают программный материал в зависимости от своих интеллектуальных возможностей и состояния здоровья на приемлемом уровне.

В школе – интернате сложилась система коррекционно – воспитательной и оздоровительной работы, которая осуществляется с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей и направлена на укрепление здоровья детей, подготовку их к самостоятельной жизни.

Общешкольной задачей трудового обучения является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционно-развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. Учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используя знания, получаемые на уроках общеобразовательных предметов. Это позволяет формировать устойчивый положительный интерес к труду, выбранной профессии.

Трудовое обучение в школе ведется с 5 по 11 классы. Учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей, в том числе:

- швейные мастерские;

- столярная мастерская;

- слесарная мастерская;

- кабинет художественного труда;

- кабинет домоводства.

Трудовое обучение в школе осуществляется по четырем направлениям. Это столярное дело, слесарное дело, швейное дело, художественный труд. 2 направления являются основными, 2 дополнительными. В силу того, что лучшая материально – техническая база – это столярная, слесарная, швейные мастерские – обучение по этим 2-м профилям проводится углубленно и продолжается в 11 классе с целью получения углубленных знаний и проведения итоговой аттестации. Допрофессиональная трудовая подготовка в 2016-17 учебном году осуществляется по четырем направлениям:

ШВЕЙНОЕ ДЕЛО

В процессе изучения предмета «Швейное дело» программой предусмотрены темы, которые дают возможность научить производить ремонт одежды (пришить вешалку к одежде, пуговицу, поставить заплату и т.д.), пошить элементарные вещи домашнего обихода (салфетки, фартуки, подушки, конфетницы и т.д.).  По мере получения определенных навыков усложняются и изготавливаемые изделия, так в старших классах школьницы шьют  постельное белье, несложные по фасону платья, блузки и т.д.. Все эти навыки служат хорошим фундаментом для подготовки подрастающего поколения к самостоятельной и к семейной жизни, способствуют подготовке воспитанников к ведению домашнего хозяйства и самостоятельного быта.

Обучение учащихся швейным навыкам и умениям осуществляется в процессе изготовления полезных вещей.

СТОЛЯРНОЕ, СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО:

Воспитанники приобретают навыки работ со столярными, слесарными инструментами и деревообрабатывающими станками, учатся самостоятельно изготавливать различные столярные, слесарные изделия, производить ремонт мебели, столярных, слесарных изделий. Программа по «Слесарному делу», «Столярному делу» составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений с учётом специфики производства, требованиям к квалификационным характеристикам рабочих данной профессии и требований охраны труда на производстве. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

ДОМОВОДСТВО

Передача социального опыта и обучение социальным формам и способам деятельности реализуется в нашей школе через предмет «Домоводство».

Программа «Домоводство» направлена на формирование, развитие, коррекцию знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения готовности и способности воспитанника школы-интерната выполнять систему новых социальных ролей, возложенных на него современным обществом, на их успешную интеграцию в этом обществе, на подготовку к самостоятельной семейной жизни.

Цель школы-интерната – приблизить условия жизни детей в интернатном учреждении к домашним, создать такие условия для воспитания ребенка, который в будущем будет способен создать свою полноценную, благополучную семью.

Опыт работы показывает, что ребенок с ОВЗ не имеет еще целостной картины бытия и стремится под попечение старших. Наша задача – создать персональное пространство вокруг каждого воспитанника, направленное на устранение проблем восприятия внешнего мира. Для продвижения такого ребенка в развитии, в его умении интегрироваться в окружающий социум является специально организованное обучение. Такое обучение дает учащимся определенный круг знаний, практические и трудовые умения и навыки.

Столярное, слесарное и швейное дело являются основными профилями допрофессионального обучения детей, и подготовка по этим предметам ведётся более углубленно в 10-11 классах.. Ученики 11 классов сдают выпускные экзамены по всем 4 профилям. Билеты состоят из 3 вопросов. 2 вопроса (теоретические профессиональные знания и знания трудового законодательства) и 3 вопрос – практический – выполнение практической работы, предусмотренный билетом. Выпускники владеют учебным материалом. С практическими заданиями справляются 100% учащихся, с теоретическими у некоторых детей возникают затруднения. Предшествует экзаменам предэкзаменационная практика и только после ее прохождения дети допускаются к экзаменам.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ:

Столярное дело: качество знаний            

2014-2015 уч.год - 87,5%, 2015-2016 уч.год – 91%, 2016– 2017уч.год – 100 %

Слесарное дело: качество знаний

2014-2015 уч.год - 80%, 2015-2016 учебный год – 90%, 2016–2017уч.год – 98%

Швейное дело: качество знаний   

2014-2015 уч.год - 90%, 2015 -2016 уч.год. – 90%, 2016 – 2017уч.год – 98 %

Художественный  труд: качество знаний

 2014 -2015 уч.год - 81%, 2015-2016 уч.год – 90%, 2016 – 2017уч.год – 97 %

Домоводство: качество знаний

2014-2015 уч.год - 95 %, 2015-2016 уч.год – 90%, 2016 – 2017уч.год – 100 %

Итоговая аттестация по трудовому обучению показывает, что дети справляются лучше с практическими заданиями. Теоретические вопросы иногда вызывают затруднения, особенно это вопросы, связанные с вопросами законодательства. Поэтому учителя трудового обучения с особой тщательностью продумывают предлагаемый детям материал, отбирают его в соответствии с возможностями и развитием учащихся. Уровень знаний, умений по предметам профильного труда соответствует требованиям программы. Учащиеся самостоятельно ориентируются в заданиях, владеют навыками работы, контрольными и разметочными инструментами, подбирают необходимые для работы инструменты, пользуются ими без нарушений ТБ. Допрофессиональная подготовка учащихся напрямую связана с выбором ими будущей профессии. Дети часто выбирают будущую профессию в зависимости от того профессионального профиля, который выбрали в школе.

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Методическая работа в школе-интернате ориентирована прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном итоге - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

При выборе конкретного варианта методической работы коллектив школы руководствовался следующей системой оснований:

-задачами, стоящими перед школой, педагогическим коллективом;

-уровнем учебно-воспитательного процесса;

-состоянием учебно-материальной базы;

-накопленным опытом работы.

Во главе методической работы в школе-интернате стоит работа МО, являющихся совещательными и коллегиальными органами при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей и воспитателей, создаёт условия для развития их творчества. Деятельность МО регламентируется Положением о МО школы.

Заседания МО проводятся в соответствии с планом методической работы школы-интерната, отслеживается результативность его выполнения. На заседаниях МО рассматриваются следующие вопросы: предупреждение неуспеваемости по предметам, итоги учебной работы, организация и проведение итоговой аттестации учащихся, подготовка к выпускным экзаменам, состояние работы с учащимися, требующими индивидуального подхода в обучении, вырабатываются предложения по работе с детьми.

Особое внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому педагогу, формированию нового содержания образования, апробации новых программ, изучению и обобщению передового педагогического опыта. Для того, чтобы эта помощь была, действительно реальной, работа с педагогами строится на диагностической основе с учётом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков. Диагностика систематизирует методическую работу. В школе ведётся продолжительное систематическое отслеживание и анализ результатов деятельности каждого учителя и воспитателя и отдельных педагогических систем.

Результаты таких исследований традиционно используются на разных уровнях управления - от индивидуальной работы до заседаний педагогического совета.

Дидактические формы методической работы в школе:

1.Теоретические семинары.

ЦЕЛЬ: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки педагогов.

2.Методические дни, недели:

ЦЕЛЬ: стимулирование педагогического коллектива к повышению профессионально-педагогического мастерства.

3.Методические оперативки:

ЦЕЛЬ: стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.

4.Творческий отчёт методических объединений:

ЦЕЛЬ: систематизация процесса накопления и обобщения передового педагогического опыта внутри школы.

5.Наставничество:

ЦЕЛЬ: передача знаний, опыта, мастерства.

6.Тематические педсоветы:

ЦЕЛЬ: выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образования в школе.

В истекшем учебном году проведены следующие тематические педсоветы :

1. «Анализ выполнения основной образовательной программы. Переход на ФГОС ОВЗ. Новшества. Перспективы».

2.  «Проектирование базовых учебных действий как составляющая успешности обучения в школе и реализации ФГОС ОВЗ».

3. "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС".

4. «Выполнение программы развития экологической культуры здоровья и безопасности».

5. «Реализация ФГОС в истекшемучебном году. Промежуточные результаты и перспективы.О переводе учащихся в следующий класс. О допуске учащихся к итоговой аттестации».

На проведенных педагогических советах были выработаны решения, позволяющие практически использовать рассмотренные вопросы.

Современные условия требуют высокой компетентности, поэтому педагоги школы стремятся овладеть новыми достижениями педагогических технологий учебно-воспитательного процесса. Важным направлением работы администрации школы-интерната является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей и воспитателей через курсовую систему повышения квалификации и стимулирования педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории. Повышение квалификации влияет на качество преподавания, результативность обучения, воспитанность учащихся. Проводимые учителями открытые уроки, внеклассные мероприятия,  свидетельствуют о выросшем уровне профессионального мастерства педагогического коллектива, его творческом росте, который обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями психолого- педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования.

Кроме категорийных курсов педагоги проходят краткосрочное тематическое обучение, посещают тематические проблемные семинары по различным вопросам, а также курсы в области информационных технологий. 50% учителей и воспитателей школы- интерната прошли курсы ПК.

Аттестация педагогов способствует развитию творческой активности, стимулирует деятельность педагогов, даёт дифференцированную оценку результатам педагогического труда

В школе функционировали 3 методических объединения:

-учителей;

- учителей трудового обучения

-воспитателей

На заседаниях методических объединений успешно рассматривались различные, актуальные для педагогов вопросы. Они касались эффективности учебных занятий, преемственности в обучении между начальной школой и средним звеном, нетрадиционным формам уроков, организации творческой работы на уроках, эффективности коррекционно-развивающей работы на уроках и др. В рамках МО самообразование коллектива проходило с опорой на теоретические и практические занятия.

В школе практикуется разноуровневый подход к работе с педагогами. Весь коллектив разбит на 4 группы:

1.Группа высокого педагогического мастерства.

2.Группа совершенствования мастерства.

3.Группа становления педагогического мастерства.

4.Группа особого контроля.

Педагоги, входящие в группу высокого педагогического мастерства, работают на доверии и самоконтроле. Это педагоги высшей и первой категории. Они - главные помощники в организации методической, инновационной работы в школе. Педагоги этого уровня являются проводниками новых методик и технологий. За ними первое право в проведении уроков-показов для других учителей.

МО оказывают помощь педагогам по имеющимся у них проблемам и затруднениям в работе. Кроме того, педагоги школы активно работают в проблемных и творческих группах, активно занимаются самообразованием.

Администрация школы проводит:

-индивидуальные консультации (о составлении календарно-тематического планирования, поурочных планов, по проблемам работы с отдельными учащимися, оказывает помощь в выборе темы по самообразованию);

-собеседования;

-работу по ведению документации;

-посещение уроков и внеклассных мероприятий с последующим их анализом;

-выработку рекомендаций по результатам посещения уроков;

-анкетирование;

-осуществление мониторинга профессионального труда учителя и пр.

Постоянно обновляется банк информационных материалов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.

ВЫВОДЫ по итогам работы школы за 2016-2017 учебный год.

В целом деятельность учреждения за минувший учебный год можно признать удовлетворительной. Введён в действие ФГОС ОВЗ. Получены положительные результаты. Все учащиеся школы аттестованы и перешли в следующий класс. Наметилась положительная динамика роста качества обучения учащихся в течение учебного года. Все выпускники  успешно сдали экзамен по трудовому обучению. Успешно  реализуется программа развития учреждения. Авторские факультативные курсы, программы обязательных занятий, составленные учителями школы, оказывают своё коррекционное воздействие на учеников, стимулируют их развитие (следствие - рост качественного показателя).

В плановом режиме проведена аттестация педагогических сотрудников школы: трое учителей подтвердили высшую квалификационную категорию.

Повысился научно - методический уровень преподавания, о чем свидетельствуют результаты экспериментальной и инновационной работы учителей, успешная итоговая аттестация учеников.

Более активно учителя внедряют инновационные технологии в обучении.

Успешно решается проблема занятости учащихся после основных уроков: все учащиеся среднего звена посещают факультативы, многие дополнительно занимаются в кружках и секциях школы.

Школа ежегодно имеет призеров областных, районных и городских конкурсов, выставок, спортивных соревнований.

В школе сложился творческий стабильно работающий коллектив.

Основные задачи деятельности педагогического коллектива

на 2017– 2018 учебный год:

Школа продолжит работу над методической темой: «Организация учебно-воспитательного процесса с учетом требований нового образовательного стандарта».

В соответствии с темой работы, учетом приоритетных направлений современной системы образования, а так же с учетом адаптированной

образовательной программы, перед педагогическим коллективом поставлены следующие цели и задачи.

Цель работы учреждения:  совершенствование педагогического мастерства направленного на обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в предметных областях в рамках ФГОС,

путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Задачи школы на 2017-2018 учебный год

1. Изучение и подготовка к внедрению в образовательный процесс

государственных образовательных стандартов.

 2.Способствование  обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования (как одно из требований к условиям введения ФГОС).

 3. Применение информационных технологий для развития познавательной

активности и творческих способностей обучающихся.

 4. Ориентирование  образовательного процесса  на развитие личности

обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания

учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

 5.Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.

6.Обеспечение интегративного подхода к оценке результатов освоения АООП, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты его образования.

7. Осуществление  оценки динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

 8.Совершенствование контроля и управления качеством образования.

 9.Совершенствованиез здоровьесберегающей направленности

образовательного процесса.

 10. Организация профориентационной работы, основанной на ранней

диагностике возможностей каждого ребёнка.