Отчет о работе логопеда за 2015– 2016 учебный год

 

                                          Анализ данных по классам

                                                          

                                                          Начало учебного года

нарушения

        0-2 классы

       (22 человека)

           3-4 классы   

         (13 человек)        

5-6 классы

(14 человек)

Звукопроизношения      22 чел. – 100%      11 чел.- 85%         5 чел. – 36%
Лексико– грамматического строя речи

       22 чел.- 100%

     13чел. – 100%

        12 чел. – 86%

Словарного запаса       22чел. – 100%      13чел.- 100%         14чел. – 100%
Фонематического слуха и восприятия

       8чел. – 36%

     2 чел.- 15%

        5 чел. – 36%

Чтения ---      10 чел. – 77%         10 чел. – 71%
Письма ---      13чел. – 100%         14 чел – 100%

                                        Конец учебного года

нарушения

        0-2 классы

       (22 человека)

           3-4 классы   

         (13 человек)        

5-6 классы

(14 человек)

Звукопроизношения      17 чел. – 85%      9 чел.- 69%         4 чел. – 28%
Лексико– грамматического строя речи

       18 чел.- 90%

     10 чел. – 77%

        10 чел. – 71%

Словарного запаса       18чел. – 90%      11чел.- 85%         12 чел. – 86%
Фонематического слуха и восприятия

       6чел. – 27%

     2 чел.- 15%

        4 чел. – 28%

Чтения ---      8 чел. – 62%         8 чел. – 57%
Письма ---      10чел. – 77%         12 чел – 86%

Исходя из данных, приведённых в таблице, можно сделать вывод о том, что  коррекционная логопедическая работа, направленная на устранение дефектов звукопроизношения, развитие лексико – грамматического строя речи, фонематического слуха и восприятия, обогащение словарного запаса, коррекцию и профилактику дислекии, дисграфии даёт свои положительные результаты, что свидетельствует о правильности выбора методов работы.

Логопедические занятия проводились по расписанию, составленному с учетом классных уроков. Занятия велись во фронтальной и индивидуальной форме. Фронтальные занятия посещали 86 учащихся, индивидуально занимались 52 школьника. В целом, можно сделать вывод о том, что у всех учащихся, посещавших логопедические занятия, отмечаются улучшения по всем сторонам развития речи. Даже у тех учащихся, которые не занимались индивидуально, отмечается положительная динамика в речевом развитии в целом, что выражается на уроках русского языка, чтения, развития речи.

Индивидуальные и подгрупповые занятия проводились с детьми, нуждающимися в постановке и автоматизации звуков.  Для закрепления и дифференциации, поставленных на индивидуальных занятиях звуков объединяла детей в подгруппы, т.к. это повышает эффективность работы.

В начале учебного года были обследованы все вновь принятые учащиеся. Обследовала детей занимавшихся в предыдущем году и оставленных для продолжения обучения, с целью выявления состояния речи к началу учебного года. Обследование охватывало все стороны речи: произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма. Первичное обследование детей проводилось в классной обстановке. Каждому учащемуся предлагалось ответить на ряд вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить одну – две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма проводилось при помощи диктантов, тексты которых соответствуют требованиям программы каждого класса. Устная и письменная речь учащихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучалась в условиях индивидуального обследования обычными логопедическими приемами.

Из числа детей, имеющих нарушения речи, отобрала остро нуждающихся в логопедической помощи. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

Данные индивидуального обследования записаны в речевую карту, заполняемую на каждого учащегося с нарушением речи. По данным логопедического обследования составлены перспективные планы занятий с группами и перспективные планы индивидуальных занятий.

Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Коррекция речевых нарушений на индивидуальных занятиях велась по следующим направлениям: развитие речевого дыхания; выработка подвижности и качества движений артикуляционного аппарата; формирование артикуляции звуков, постановка звуков; автоматизация и дифференциация поставленных звуков; работа над слоговой структурой слова; уточнение, активизация, обогащение импрессивного и экспрессивного словаря; формирование связной грамматически правильной речи; работа над просодической стороной речи; формирование фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза; развитие слухового восприятия; развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи; развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие общей и мелкой моторики.