Для работы по исправлению речи учащихся при специальных

(коррекционных) общеобразовательных школах имеются

учителя-логопеды. Классные учителя, владеющие

квалификацией логопеда, должны сами проводить

логопедическую работу с учащимися своего класса, используя

часы, предназначенные для этого.

Логопед является членом ПМПК. Он должен путём подробного

специального обследования речи установить, имеется ли у

ребёнка какое-либо речевое нарушение, определить его

характер и на основании сопоставления своего материала с

данными всего материала обследования ПМПК дать своё

заключение о том, что является первичным и что вторичным -

речевое нарушение или недоразвитие познавательной

деятельности.

В начале учебного года логопед в первую очередь должен

обследовать всех учащихся 0-6 классов. Многие из вновь

поступивших детей оказываются уже обследованными в

ПМПК. Всех остальных детей логопед обследует бегло, дети

повторяют за логопедом несколько фраз, включающих по

возможности те звуки, произношение которых страдает

наиболее часто.

Обследование можно проводить в классе, но каждый ребёнок

опрашивается индивидуально. При обследовании присутствует

учитель, который вносит свои дополнения.

Учащиеся старших классов обследуются логопедом по заявкам

классных руководителей, с предъявлением письменных работ

учащихся. Логопед составляет списки учащихся, нуждающихся

в логопедической помощи.

Дети с выявленными дефектами речи обследуются более

подробно.

Из числа подробно обследуемых детей логопед отбирает

нуждающихся в помощи в первую очередь, остальные

зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия

по мере выпуска ранее принятых логопатов

Критерием такого распределения учащихся в отношении

очерёдности является характер речевого нарушения и его

значение для успеваемости логопата.

Первоочередному включению подлежат ученики,

произношение которых мешает их речевому общению и

усвоению чтения и письма: дети, страдающие гнусавостью,

дизартрией, тяжёлыми формами заикания и алалики.

Не позже чем через неделю после начала учебных занятий

логопед начинает занятия с детьми уже обследованных им

классов. Одновременно он продолжает обследование детей

остальных классов.

Вначале занятия ведутся преимущественно индивидуально, что

помогает логопеду лучше узнать состав своих учеников.

Постепенно логопед создаёт небольшие группы (от 3 до 8

человек) по признаку принадлежности учеников к одинаковым

классам и однородности речевого нарушения.

Групповая форма работы помогает преодолеть негативизм,

замкнутость и другие особенности характера у умственно

отсталых детей, возбудить у них интерес к занятиям путём

организации различных игр. Такая форма работы позволяет

варьировать специальные упражнения и , таким образом,

удлинять время занятий каждого ребёнка, не переутомляя его.

Всё это улучшает логопедическую работу.

На фоне групповой работы необходимо индивидуализировать

подход и характер заданий для отдельных членов группы,

кроме того, логопед должен практиковать перевод детей из

одной группы в другую, так как темп продвижения учащихся,

несмотря на однородное речевое нарушение, часто бывает

различным.

Работа по исправлению произношения проводится тремя

последовательными этапами:

-          постановка дефектного звука;

-          автоматизация его;

-          дифференциация

На всех этапах работа проводится одновременно и в устной и в письменной речи.

У учащихся специальных (коррекционных) школ на каждый из этапов требует больше времени, чем у детей массовой школы; в особенности длительным бывает этап дифференциации звуков, так как он требует устойчивого внимания и достаточно высокого уровня дифференцировочного торможения. Работа с заикающимися обычно ведётся групповым методом

звукового анализа и синтеза. Необходимо научить их правильно вычленять отдельные элементы (слова в фразе, слоги в слове, звуки и буквы в слоге), притом сохранять правильную их последовательность. Важнейшим пособием при проведении этой работы служат разрезная азбука и наборное полотно к ней. Работа с разрезной азбукой должна иметь место в работе с указанными детьми не только в 0-1 классах, но и во 2-3 классах.

Из всего сказанного видно, что логопед должен вести свою работу в тесном контакте с воспитателями и учителями, которые закрепляли бы формируемые им навыки: первые в учебной работе, а вторые в быту и при подготовке домашних заданий. Создание такого контакта является очень важным звеном в работе логопеда.

Речевая работа воспитателей с детьми специальных (коррекционных) школ - интернатов может быть значительно разнообразнее работы учителя: в часы подготовки домашних заданий могут быть использованы приёмы логопедической работы. Фронтальные уроки и вся работа должны быть по возможности увязаны с учебным материалом; кроме того, воспитатель может включить определённые требования к речи ребёнка во все режимные моменты, конечно, согласуя свои требования с логопедом. Подготовка к праздникам, утренникам обязательно должна включать работу над речью логопатов. Такая работа очень важна как тренировка речи, а также как мощный воспитательный стимул, который включает логопатов в общую жизнь детского коллектива. Воспитатель при помощи логопеда может разрабатывать и систематически проводить так называемые речевые игры, которые окажутся полезными для всех учащихся. Игры могут быть как настольными, так и подвижными. Сущность из заключается в том, что воспитатель совместно с логопедом заранее ставит себе определённую цель этих занятий и во время игры предъявляет учащимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей. Логопед принимает участие в педагогических советах, где выступает с отчётными докладами о своей проделанной работе. Такие отчёты имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Случаи открытой гнусавости достаточно часты в специальной (коррекционной) школе. Работа с этими детьми должна идти по трём основным разделам:

-          выработка целенаправленной воздушной струи;

-          активизация нёбной занавески;

-          постановка звуков.

Логопед должен проводить работу как в дооперационном, так и в послеоперационном периодах.

Случаи псевдобульбарной дизартрии также нередки среди учащихся с умственной отсталостью. С этими детьми должна регулярно проводиться артикуляционная зарядка для систематической подготовки и закрепления необходимых артикуляционных движений; в период автоматизации звуков детей должны включать в группы.

Необходимо учитывать, что все навыки произношения у детей с псевдобульбарной дизартрией требует более длительной и более тщательной тренировки, чем в работе с обычными дислаликами - учащимися массовой школы. Дети с моторной алалией требуют более длительной систематической работы, специальной помощи логопеда при прохождении всех разделов русского языка. С ними логопед должен одновременно работать как индивидуально, так и фронтально, временно включая то в группу с нарушением звукопроизношения, то в группу дисграфиков, в зависимости от этапа работы. Всё время логопед должен помнить о необходимости развивать словарь этих детей, в дальнейшем формировать фразовую речь, для чего необходимо давать им возможно больше речевой практики.

Среди учащихся - логопатов специальных (коррекционных) школ много детей, у которых наблюдаются большие трудности в обучении чтению и письму, так называемых дисграфиков и дислексиков. Эти дети с трудом запоминают буквы, с трудом овладевают звуко-буквенным анализом и синтезом. Для них характерны ошибки на смешение звуков и на искажение структуры слова, т. е. пропуски и перестановки букв и даже целых слогов и частей слов.

При проведении занятий с такими детьми, помимо работы над их произношением, очень важно с самого начала увязывать звук с его артикуляцией и упражнять их в письме на основа Большое значение для повышения успеваемости в исправлении речи учащихся имеет контакт логопеда с родителями его учеников. Эти связи осуществляются как в личных контактах с отдельными родителями, так и на родительских собраниях. Таким способом очень часто удаётся вовлечь родителей в логопедическую работу, т.е. обеспечить правильный подход в отношении речи ученика в домашней обстановке и помочь в выполнении домашних заданий.