ОТЧЕТ

по логопедической коррекции

за 2016 - 2017 учебный год.

Анализ данных по классам

 Начало учебного года

Нарушения

        2 класс

       (8 человек)

           3-4 классы   

         (13 человек)        

5-6 классы

(10 человек)

Звукопроизношения      8 чел. – 100%      11 чел.- 85%         10 чел. – 100%
Лексико– грамматического строя речи

       8 чел.- 100%

     13чел. – 100%

        8 чел. – 75%%

Словарного запаса      8 чел. – 100%      13чел.- 100%         10чел. – 100%
Фонематического слуха и восприятия

       8 чел. – 100%

     2 чел.- 15%

        5 чел. – 36%

Чтения 2 чел. -25%      10 чел. – 77%         10 чел. – 100%
Письма 2 чел.- 25%      13чел. – 100%         10 чел. – 100%

Конец учебного года

Нарушения

        2 класс

       (8 человек)

           3-4 классы   

         (13 человек)        

5-6 классы

(10 человек)

Звукопроизношения      6 чел. – 75%      9 чел.- 69%         8 чел. – 80%
Лексико– грамматического строя речи

       8 чел.- 100%

     10 чел. – 77%

        7 чел. – 70%

Словарного запаса       8 чел. – 100%      13чел.- 100%         10 чел. – 100%
Фонематического слуха и восприятия

       8чел. – 100%

     2 чел.- 15%

        4 чел. – 40%

Чтения              
Письма 2 чел.- 25%      6 чел. – 50%         6 чел. – 40%
Поставлено на очередь 2 1 2
Оставлено для продолжения занятий 8 13 7

Исходя из данных, приведённых в таблице, можно сделать вывод о том, что  коррекционная логопедическая работа, направленная на устранение дефектов звукопроизношения, развитие лексико – грамматического строя речи, фонематического слуха и восприятия, обогащение словарного запаса, коррекцию и профилактику дислекии, дисграфии даёт свои положительные результаты, что свидетельствует о правильности выбора методов работы.

Логопедические занятия проводились по расписанию, составленному с учетом классных уроков. Занятия велись во фронтальной и индивидуальной форме. Фронтальные занятия посещали 28 учащихся, индивидуально занимались 31 человек. В целом, можно сделать вывод о том, что у всех учащихся, посещавших логопедические занятия, отмечаются улучшения по всем сторонам развития речи. Даже у тех учащихся, которые не занимались индивидуально, отмечается положительная динамика в речевом развитии в целом, что выражается на уроках русского языка, чтения, развития речи.

Индивидуальные занятия проводились с детьми, нуждающимися в постановке и автоматизации звуков.  В начале учебного года были обследованы все вновь принятые учащиеся. Обследовала детей занимавшихся в предыдущем году и оставленных для продолжения обучения, с целью выявления состояния речи к началу учебного года. Обследование охватывало все стороны речи: произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма. Первичное обследование детей проводилось в классной обстановке. Каждому учащемуся предлагалось ответить на ряд вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить одну – две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма проводилось при помощи диктантов, тексты которых соответствуют требованиям программы каждого класса. Устная и письменная речь учащихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучалась в условиях индивидуального обследования обычными логопедическими приемами.

Данные индивидуального обследования записаны в речевую карту, заполненную на каждого учащегося с нарушением речи. По данным логопедического обследования составлены перспективные планы занятий с группами и перспективные планы индивидуальных занятий.

Индивидуальные занятия проводились с учащимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Коррекция речевых нарушений на индивидуальных занятиях велась по следующим направлениям: развитие речевого дыхания; выработка подвижности и качества движений артикуляционного аппарата; формирование артикуляции звуков, постановка звуков; автоматизация и дифференциация поставленных звуков; работа над слоговой структурой слова; уточнение, активизация, обогащение импрессивного и экспрессивного словаря; формирование связной грамматически правильной речи; работа над просодической стороной речи; формирование фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза; развитие слухового восприятия; развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи; развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие общей и мелкой моторики.

В работе с детьми, имеющими речевое нарушение алалия (Агапонов М., Козлов Д.), основной задачей логопедического воздействия было вызывание подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, расширение объема понимания речи, накопление пассивного и активного словарного запаса. Велась работа по обучению правильному построению двухсловных предложений; воспроизведению по подражанию двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов, односложных слов, представляющих собой закрытый слог.

Из 31 учащихся  у 6  отмечаются дизартрические расстройства, проявляемые в большей или меньшей степени. Наблюдаются нарушения как общедвигательной сферы,  мелкой моторики, так и нарушения подвижности органов артикуляции. (Лылова А., Лылов С.,  Митина А., Ерохина М., Харитонова В., Федин Ж., Орлов Д.). Обучение и динамика развития данных воспитанников  медленная, вследствие индивидуальных психофизических возможностей, особенностей строения артикуляционного аппарата, его недостаточной иннервации.  В работе с такими учащимися,  основное внимание уделялось коррекции дыхания, голоса, просодической стороны речи, подготовке артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, формированию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи, развитию речевого общения.

 У учащихся: Остроглазовой К., Рыжевского Ю.  имеющих ОНР 1 уровень речевого развития, по сравнению с начальным этапом обучения,   отмечается значительная положительная динамика: появились двусложные слова, они пытаются произносить словосочетания, короткие предложения, появилась заинтересованность в результате.

С остальными учащимися ведётся активная работа по постановке, автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков, требуется дальнейшая работа по введению поставленных звуков в речь.

 Индивидуальная работа проводилась по признаку однородности речевого нарушения у учащихся в пределах одного класса. Коррекция речевых нарушений на групповых занятиях велась по следующим направлениям.

1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Выделение звука на фоне слога, слова. Определение наличия и места звука в слове. Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном, слуховом плане. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях. Формирование фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия, в плане громкой речи, на основе слухо - произносительных представлений.

2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Уточнение значения имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций, дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений.

3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Формирование умения построения связного высказывания. Установление последовательности, точности при формулировании мысли. Отбор языковых средств, для построения высказывания. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Развитие основных типов монологической речи. Развитие навыков связной речи.

Фронтальные занятия проводились в 5 и 6 классах. Каждое занятие было комбинированного плана т.е. определённая лексическая тема (с целью расширения словарного запаса), лексико – грамматические задания( с целью совершенствования лексико – грамматического строя речи), задания, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия, развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти), проводились занятия, направленные на коррекцию и профилактику дисграфии и дислексии. Также были взяты лексические темы для расширения словарного запаса учащихся («Весна», «Дикие животные», «Домашние животные», «Мебель», «Транспорт» и др.) В каждое занятие включались разнообразные задания, направленные на совершенствование лексико – грамматического строя речи: (Согласование существительных с числительными, прилагательными, образование относительных, притяжательных прилагательных, правильное употребление предлогов в речи, на письме и др.)

В течение всего учебного года велась активная коррекционная работа, направленная на устранение всех имеющихся видов дисграфии у учащихся. По результатам повторного обследования число учащихся, имеющих ранее тот или иной вид дисграфии, уменьшилось.

  В целом хочется отметить, что у всех учащихся отмечается положительная динамика в речевом развитии:  улучшилось звукопроизношение, лексико – грамматический строй речи, фонематический слух, восприятие, словарный запас стал богаче.

Всё это свидетельствует  о правильности выбора коррекционной логопедической работы.

Задачи на следующий учебный год (2017-2018):

На фронтальных занятиях:

-Продолжать работу по совершенствованию лексико – грамматического строя речи;

-Развивать фонематический слух, восприятие;

-Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

-Развивать связную речь;

- Продолжать обогащать словарный запас учащихся.

-предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений

- развитие сенсорных функций

- развитие мелкой моторики пальцев рук и речевой моторики

- развитие познавательной деятельности

- формирование личности ребенка

- использование здоровьесберегающих технологий в формировании связной речи    детей с ограниченными возможностями здоровья

-усиление совместной деятельности учителя-логопеда, учителей начальных классов для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения

- оформление логопедического кабинета раздаточным и дидактическим материалом

-использование новых информационных технологий как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

На индивидуальных занятиях:

-Провести обследование вновь прибывших учащихся, оценить состояние речи тех, кто уже посещал занятия;

-Поставить учащимся дефектно произносимые звуки;

-Автоматизировать  поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, ввести в самостоятельную речь;

-Развивать фонематический слух, восприятие;

-Развивать внимание, мышление, память.

Учитель-логопед:_________/Жугалёва Л.А./